ПЕРВЫЙ СЕЗОН ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ  

Театр живет по своему календарю. Как школа души он открывает
учебный год в самую рассудительную и мудрую пору. Когда осень замедляет жизненный темп, дабы без излишней суеты оценить и взвесит происходящее вокруг,
Не станем привязываться к срокам. Отсчет лет и даже тысячелетий — условность, к тому же признанная далеко не всем человечеством.
Первый театральный сезон третьего тысячелетия был начат прошлой осенью, уже свыкшейся с тем, что ее четырехзначная дата начинается с иной цифры. Театр шел на подъем. Шагал решительно и энергично, набирая в легкие все больше творческих сил. И это ощущение вдоха не могло не проникать в каждого, кто, быть может, неожиданно для самого себя, все чаще оказывался в зрительском кресле, Севастопольская Мельпомена заинтриговывала, увлекала всерьез, причем вне адресата сцены.
Два фестивальных Гран-при воздвигнуты на чаши весов гротескного «Маскьрада», разыгранного луначарцами в траги-фарсовом жанре «Заговора масок». Лучшей драмой года севастопольцы признали «Капитанскую дочку» лавреневцев, что подтвердили москвичи, увидевшие ее в Центральном академическом театре Российской Армии. Начат и весьма достойно выдержан 13-й сезон театра «На Большой Морской», хотя судьба действительно чертовски коварно обошлась с его труппой.
Каждый театральный дом Севастополя стал ни ступень выше. К триединству привычных сценических площадок прибавился танцевальный собрат, но о нем надо говорить особо, посему вернемся к подмосткам, где первостепенно слово.
Севастопольский русский драматический театр имени А. В. Луначарского входил в очередной сезон под знаком актерского братства. Он возобновил спектакль, ставший реквиемом народному артисту Украины Михаилу Кондратенко. В день его памяти «Репетицию пьесы А.Чехова "Дядя Ваня" в провинциальном театре» пришли смотреть многие горожане и военные моряки. Постановка, реконструированная режиссером и уже художественным руководителем театра заслуженным деятелем искусств АР Крым, лауреатом Госпремии Крыма Владимиром Магаром, оказалась еще более пронзительным повествованием об униженной человеческой душе, обманутых надеждах, несбывшихся мечтах. Достойнейший профессиональный поступок совершил и заслуженный артист Украины Анатолий Бобер. Он поднял образ главного героя спектакля и последнюю роль Михаила Егоровича на пик столь яростных эмоций, что зритель содрогнулся от ощущения роковой черты, к которой может приблизиться актер. «Дядя Ваня» остался в репертуаре луначарцев трагической и высокой нотой.
Теперь выдержим паузу и обратимся к спектаклю, превзошедшему зрелищностью многие и многие работы сезона. Однако заметим: «Маскьрадъ», как многопалубный океанский лайнер, вошел в репертуарную гавань городского драмтеатра не без трудяг-лоцманов, выверяющих курс самых крупных судов.
В этом ряду - сотый показ спектакля по пьесе Ф.Саган «Загнанная лошадь», где покорял зал заслуженный артист АР Крым Виталий Полусмак. Актер далеко не мармеладного амплуа, способный так забаррикадировать душу, что порой кажется циничнее циника, коего играет, являл ее обнаженно и кровоточаще. Столь же остро и нестандартно вышла на зрителя заслуженная артистка АР Крым Юлия Нестранская в спектакле Т.Уильямса «Орфей спускается в ад» (режиссер-постановщик С.Стрижак). Неистовая, сильная, пластичная — мы словно заново открыли се.
Многое происходило на подступах к «Маскьраду или Заговору масок». Большая группа работников театра удостоилась почетных званий Республики Крым. В труппу пришли молодые силы, которые подобно
Cepгею Чепилю или Ольге Лукашевич, сразу приглянулись публике.
Наконец, и главный режиссер театра заслуженный деятель искусств АР Крым Владимир Магар получил возможность достаточно погрузиться в творческий процесс, закрутив согласно обстоятельствам административно-хозяйствственный существования театрального дома. К новой работе он сумел привлечь мощного союзника — одного из лучших ваятелей отечественной сцены, народного художника России, трижды лауреата премии «Ника» Российской киноакадемии Бориса Бланка.
Театр пошел на большие материальные, творческие, душевные затраты и представил поэтическую драму «Маскьрадъ» в совершенно новой трактовке. Хотя, вероятно, не существует более хрестоматийной пьесы-фатума, нежели это мрачновато-язвительное лермонтовское препарирование светских нравов своего времени,
Заговор состоялся. Он поразил масштабностью, зрелищностью, магией объемов и пространств, музыкой и светом. Но поразил совершенно по-особому. Словно сквозь темень зла сам аспид мести высунул все свои кроваво-красные ядовитые языки. И никакие, самые разнаряженные маски не в состоянии были прикрыть его выжигающей душу сути. |
Зритель растерялся в ощущениях. Что он увидел? Пышное погребение? Пиршество зла? Или трагикомическую карикатуру на себя и | современность?
Смешав приемы и жанры. Владимир Магар устроил единое застолье и для ценителей тонких сценических блюд и для завсегдатаев трактирных балаганов. Смотрите все, каждому подано. И разве не так наше общество, тщась разделиться на высших и низших, продолжает пребывать за единым столом обыденности? Возвышенное почти безжизненно, низменное — искушено и многолико. Предательство и подлость могучи как сам Адам Петрович Шприх в блистательном исполнении заслуженного артиста А Р Крым Виталия Полусмака. Но счастлив ли хоть кто-нибудь из правящих сей грандиозный бал? Черный человек и его расцвеченные двойники баронесса Штраль (засл. арт. АРК К). Нестранская, засл. арт. АРК Т. Бурнакина), князь Звездич (арт. С. Санаев), Казарин (засл. арт АРК А. Селивон) и иже с ними, кто может сказать о себе: я — счастлив?!
Даже Арбенин (засл. арт. АРК, лауреат Госпремии Крыма Б. Черкасов), человек, казалось бы, не лишенный сердца и чести, удостоен ли он дара Господня — быть в согласии с самим собой? Борис Черкасов и его герой становятся главным предметом спора в зрительском восприятии. Одни стремятся увидеть в нем героя лермонтовского времени, другие безошибочно узнают себя: из грязи в князи — неправедно богатые и безнадежно неспособные на истинные чувства. «Золотую Мельпомену» и «Золотого Дионисия» получил «Маскьрадь или Заговор масок» на международном фестивале «Классика сегодня» в Днепродзержинске и на «Херсонесских играх-2001». На тех же играх победителями в номинации «Лучшая мужская роль» стали ведущие исполнители спектакля заслуженные артисты АР Крым В. Полусмак и Б. Черкасов.

Н.Микиртумова



Hosted by uCoz