ВСТУПЛЕНИЕ. ИСТОКИ  

Начиная разговор об истоках зарождения театральной культуры Крыма, закономерно обратиться к древнему Херсонесу. Этот крупный культурный центр Северного Причерноморья располагался на территории современного Севастополя. Он имел своих врачей и историков, скульпторов и архитекторов, поэтов и музыкантов. В период расцвета Херсонеса, в III веке до нашей эры, был построен и театр. К тому времени миновал золотой век античного театра, давший миру великих драматургов - Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, но для города-полиса, ориентировавшегося в своем развитии на Грецию, было характерно стремление повторить в миниатюре прекрасную пору афинского театра. Однако новая эпоха диктовала свои условия. Театр Херсонеса начал свой путь, когда герои античных пьес заговорили на языке, хоть и по-прежнему стихотворном, но приближенном к живой разговорной речи. Здесь шли трагедии, драмы, но чаще всего бытовые комедии. Актеры выступали не в гротескных, а в реалистических масках, стало возможным появление на сцене женщин. Подчинение Риму сказалось на характере театральных представлений, а в этот период в театрах Римской империи получили широкое распространение музыкально-танцевальные спектакли на мифологические темы, в которых принимали участие и женщины-танцовщицы.

Театр Херсонеса просуществовал 700 лет. Он составлял важную часть общественной жизни города. Праздники, связанные с религиозными обычаями и обрядами, включали в себя также спортивные, хоровые, музыкальные и драматические представления в форме состязаний поэтов-драматургов, постановщиков и актеров. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках в 1954 году надписи. Учеными обнаружены и свинцовые тессеры, которые, как предполагают, служили входными билетами. С установлением христианства как господствующей религии уходят в прошлое массовые праздники, закрывается и разрушается театр. А в XV веке прекращает свое существование и город-государство Херсонес с двухтысячелетней историей. Новая театральная эпоха началась на этой земле лишь в XIX веке, вскоре после основания нового города.

В июне 1778 года на выжженных солнцем скалистых берегах Ахтиярской бухты за два дня солдаты генерал-поручика Александра Васильевича Суворова возвели первые земляные береговые укрепления. А в феврале 1784 года последовал указ Екатерины II, которая повелела "устроить крепость большую Севастополь".

В начале следующего столетия Севастополь - промышленный, торговый и культурный центр губернии. Появились первые гастрольные труппы: испанские танцовщики, итальянская опера, иногда приезжали драматические актеры. Для представлений приспосабливались сараи, амбары в наиболее населенной Артиллерийской слободке - театрального здания в городе не было долгое время.

В конце 1840 года в Севастополь с небольшой труппой драматических артистов прибыл бердянский купец второй гильдии М. Жураховский, снял большой амбар в Артиллерийской слободке и оборудовал его под театр. Первые представления вызвали большой интерес публики, и предприимчивый антрепренер решил создать здесь постоянный театр.

В апреле 1842 года при поддержке и содействии офицеров флота театр был открыт, а площадь, где он располагался, получила название Театральной. Красивое двухэтажное каменное здание с четырьмя колоннами на фасаде выделялось среди одноэтажных домов. В газетах того времени севастопольский театр по своим удобствам, размерам и чистоте называли одним из лучших провинциальных театров юга России. Зрительный зал имел 150 мест в партере, два яруса лож и галерею. Сцена была довольно большой. В закулисной части находилась гримуборная для мужчин. Актрисы переодевались в своих жилых комнатах.

Более десяти лет Жураховский являлся постоянным антрепренером севастопольского театра. Его современники признавали:

Жураховский - "изумительно деятельный хозяин, страстный любитель искусства и знаток сцены. Он редко приобретает провинциальную знаменитость, но ангажирует начинающих, бедняков подешевле и редко ошибется в будущем таланте"1. У него работали многие известные тогда в провинции артисты: Зубович, Лебедев, Алексеев, Шульц, Струков и другие. Севастополь посещают талантливые мастера театрального искусства. В сентябре 1846 года по приглашению Жураховского приехал для участия в спектаклях Михаил Семенович Щепкин. В гастрольной поездке его сопровождал Виссарион Григорьевич Белинский. Пресса отмечала большое радушие, с которым черноморские моряки встречали великого артиста и известного критика.

Не имея особых средств для ведения театра, но искренне влюбленный в него, Жураховский надолго связал себя с Севастополем, почти никуда не выезжая. Даже отправляя часть труппы в другие города, он не оставлял Севастополь без спектаклей. За эту многолетнюю преданность севастопольская публика прощала ему и примитивизм пьес, и неровность актерских сил, и бедность костюмов и декораций. Труппа Жураховского работала до весны 1851 года.

Но театральная жизнь Севастополя уже не прерывалась. Тем более, что - как справедливо отмечал журнал "Пантеон" - "в редком городе провинциальный артист найдет столько образованных и опытных ценителей искусств, как в Севастополе. Здесь большинство публики составляют русские моряки, люди более или менее с образованием европейским, все знакомые со столичными сценами, а некоторые и с заграничными, особенно с театрами Венеции и Триеста. Стало быть, здесь плохая посредственность не назовется гением, и провинциальный гений не избалуется от лишних похвал..." 2.

В период Крымской войны и обороны Севастополя (1854- 1855) сильно пострадало здание театра.

Но, как и до войны, для гуляющей публики играли оркестры на Графской пристани, в Саду, в Ушаковой балке, а летом два-три раза в неделю в Дворянском собрании игрались спектакли. На подмостки выходят любители, постоянных трупп после Крымской войны в Севастополе не было долгое время.

По инициативе любителей в 1877 году была выстроена зимняя сцена в городском Дворянском собрании. Возникла идея создания Общества любителей драматического искусства. С 1887 года за самую низкую плату - по 25 копеек за вход - давал представления коллектив объединившихся кружков: Севастопольского артистического и Музыкального. Репертуар состоял из неравноценных по своим художественным достоинствам пьес: "На бойком месте" А. Островского, "Простушка и воспитанная" Д. Ленского, "Скандал в благородном семействе" Н. Куликова, "Шалость" В. Александрова. Однако драматические представления и вечера пользовались большим успехом.

Лишь после русско-турецкой войны (1877-1878), когда началось интенсивное восстановление города и флота, было построено новое здание городского театра - близ моря, на месте будущего бульвара.

Инициатором постройки был антрепренер С. Томский, обратившийся к севастопольскому градоначальнику с просьбой разрешить строительство летнего театра. Разрешение было дано. Театр открылся в мае 1884 года спектаклем "Женитьба Белугина" А. Островского и Н. Соловьева. Репертуар нового театра отличал высокий художественный уровень. Труппой Томского были поставлены пьесы "Бешеные деньги", "Без вины виноватые", "Волки и овцы" А. Островского, "Кин, или Беспутство и гений" А. Дюма-отца, "Свадьба Кречинского" А. Сухово-Кобылина, "Коварство и любовь" Ф. Шиллера, "Ревизор" Н. Гоголя. Игрались также мелодрамы и водевили - "Каширская старина" Д. Аверкиева, "Лакомый кусочек" и "Горе-злосчастье" В. Александрова, "Кручина" И. Шпажинского и другие.

Сдержанность приема публикой первых спектаклей (сказался облегченный репертуар любительских кружков и гастролирующих опереточных трупп) постепенно сменилась активным интересом.

"Севастопольский справочный листок" с удовлетворением отмечал талантливую игру многих актеров театра и самого С. Томского в ролях Незнамова ("Без вины виноватые" А. Островского), Хлестакова ("Ревизор" Н. Гоголя), Белугина ("Женитьба Белугина" А. Островского и Н. Соловьева) 3. После длительной стационарной деятельности труппы Жураховского Томский начал второй этап развития постоянного театрального дела.

Севастополь разрастался, развивалась его культура. Начала издаваться городская газета, увеличилось число школ, торговых заведений. Растет значение Севастополя как курорта - к концу века в городе 14 гостиниц, несколько купален, дачи-пансионаты, открыта первая грязелечебница. Отсюда все большая потребность в зрелищах и развлечениях. Не удивительно, что Севастополь становится центром притяжения всех гастролирующих театров.

Зимой и летом, непрерывно сменяя друг друга, давали представления театры драматические, оперные, кабаре, оперетты; цирковые коллективы. В город в разные годы приезжали В. Комиссаржевская, М. Савина, М. Дальский, Роберт и Рафаил Адельгеймы, М. Блюменталь-Тамарина и другие.

Начиная с труппы М. Кропивницкого в Севастополе работали все известные украинские коллективы: Н. Садовского, М. Старицкого, П. Саксаганского, И. Найды, А. Суходольского, Н. Ярошенко, С. Глазуненко и другие. Разные по художественному уровню "малоросские" - как их тогда называли - труппы неизменно привлекали внимание севастопольской публики, всегда были любимы и популярны.

Весной 1900 года приехал в Севастополь коллектив МХТ во главе с К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко. Были объявлены четыре спектакля: "Дядя Ваня" и "Чайка" А. Чехова, "Одинокие" Г. Гауптмана, "Гедда Габлер" Г. Ибсена. Даже для избалованной пестротой и яркостью театральных имен севастопольской публики гастроли МХТ были событием исключительным. Но и для молодого театрального коллектива это была необычная и отчаянно смелая поездка - полным составом, со своими декорациями, бутафорией и костюмами отправиться на крайний юг страны в свои первые гастроли. 10 апреля пароходом из Ялты приехал А. Чехов, его встречали на пристани вся труппа и множество публики. В этом шумном сопровождении он проследовал в гостиницу Ветцеля, затем в городской театр, где в 8 часов ручной колокольчик пригласил к началу спектакля "Дядя Ваня".

"Первый акт был принят холодно. К концу успех вырос в большую овацию, требовали автора. Он был в отчаянии, но все-таки вышел" 4. Гастроли прошли с триумфом. Эти четыре вечера в апреле 1900 года надолго остались в памяти севастопольцев, ощутивших иной, необычайно высокий уровень художественной правды, которым обладали не отдельные мастера сцены, а весь творческий состав театра.

Начало XX века было бурным. Всеобщие стачки и демонстрации не только в Севастополе, но и по всему Крыму, волнения крестьян - все это свидетельствовало о неотвратимо приближающемся конце самодержавного строя. После революции 1905 года, событий на "Потемкине" и "Очакове" в городе по-прежнему было неспокойно. Но не замирает театральная жизнь Севастополя. В условиях революционных волнений любовь к театру весьма поощряется местной властью, ибо это отвлекает от политических и экономических вопросов. Было построено красивое каменное здание народного театра с чайной и столовой. Постоянная публика нового театра - рабочие, матросы, солдаты. Уже первые спектакли любителей - "Женитьба" и "Бедность не порок" - были приняты с необычайным воодушевлением.

Однако в период обострения реакции в газетах появились сообщения о запрещении некоторых спектаклей, закрылся ряд театров, ушли со сцены многие любители. Но даже в самое тяжкое время афишные тумбы Севастополя никогда не были пусты. А в 1909 году на них появилось новое имя - Вениамин Иванович Никулин 5. Крупный организатор театрального дела, он со своей труппой отработал в Севастополе шесть сезонов. Старый городской деревянный театр, построенный еще С. Томским в 1884 году, стали называть "театром Никулина". И сам Никулин уже считал себя севастопольцем, хотя родился в Житомире, а на театральные подмостки поднялся в Херсоне. Севастополь неизменно привлекал его, а зрители отвечали безусловным признанием.

Театр Никулина внес свой вклад в развитие театральной культуры города в предреволюционный период. Несмотря на то, что деятельность его труппы проходила в летние месяцы, когда теплое море и солнце привлекали несравненно активнее, чем душный деревянный театр, Никулин редко шел на "облегчение" репертуара, на постановку пустых развлекательных пьес, рассчитанных на праздную бездумность курортной публики. Доля этих спектаклей составляла в общем репертуаре ровно столько, чтобы, не влияя на оценку общей, серьезно заявленной афиши, привлечь разнообразные слои публики.

С неизменным успехом, при хороших сборах шли пьесы "Доктор Штокман" Г. Ибсена, "Дни нашей жизни" Л. Андреева, "Свадьба Фигаро" П. Бомарше, "Без вины виноватые", "Лес", "Бешеные деньги", "Последняя жертва" А. Островского, "Эгмонт" И.-В. Гете, "Тартюф" Ж.-Б. Мольера, "Иванов" А. Чехова, "Плоды просвещения" Л. Толстого.

Пресса отмечала талантливый состав артистов. С ним неизменно работали Б. Горин-Горяинов, Н. Радин, И. Певцов, А. Зиновьев, Н. Кручинин, В. Грибунин, В. Петипа и другие артисты петербургских и московских театров, киевского театра Соловцова, составляя ядро коллектива.

Никулину было свойственно верное ощущение особенностей времени. Давно назревшая и ясная для всех потребность в просвещении народа, волнуя прогрессивных людей, не всегда находила плодотворное воплощение, тем более в сфере провинциального театрального дела с его жесткой необходимостью финансового выигрыша. Но для Никулина забота о кассовом, коммерческом успехе была неотделима от идеи просветительства народа. Он стремился служить ей.

Пройдет два десятилетия, и в 1925 году в программе юбилейного вечера, посвященного сорокалетию театральной и общественной деятельности В. Никулина, который состоится в Московском экспериментальном театре, будет написано: "Помимо неустанного служения идее общедоступности театра, В. Никулин, преодолевая затруднения, устраивал чтения классических произведений в тюрьмах, участвовал в общественной жизни, в комиссиях просветительского характера, в театральных изданиях, помогал кружкам рабочей молодежи в изыскании средств и пособий" 6. Никулин использовал различные формы популяризации театрального искусства: бесплатные общедоступные спектакли для неимущих слоев, учащихся и нижних чинов армии и флота, чтение лекций-рефератов об авторах и пьесах перед началом спектаклей. Часто шли спектакли по сниженным ценам.

1917 год. В Севастополь была направлена группа артистов (в их числе был и В. Никулин) от Московского Совета рабочих депутатов. На открытой эстраде Приморского бульвара перед огромной аудиторией матросов, солдат и рабочих был дан концерт, в котором вместе с другими артистами принял участие Ф. Шаляпин, прибывший из Гурзуфа. Ф. Шаляпин спел "Блоху", а затем сочиненную им самим песню "К оружию", звучавшую как призыв. Его принимали восторженно. Моряки подарили тельняшку и бескозырку, а затем севастопольцы увенчали артиста памятной красной лентой.

Город бурлил. Город праздновал свободу. В театр приходила публика, приносящая тревогу и возбуждение. Везде шли митинги. Открывались рабочие и красноармейские клубы. Но прошло еще три года, прежде чем в Севастополе окончательно утвердилась новая жизнь. Впереди еще были тяжелые испытания войны с интервентами и белогвардейцами.

Наконец 15 ноября 1920 года Севастополь был освобожден, и на следующий день сформирован Севастопольский ревком. На заседании присутствовали С. Буденный, К. Ворошилов, В. Блюхер.

Началась новая эра в истории южной крепости молодого Советского государства.

 

На главную



Hosted by uCoz