ГЕРОИКА ПОДВИГА. НА ПУТИ К ГЛАВНОЙ ТЕМЕ  

Война в Севастополь пришла неожиданно. 21 июня вечером город праздновал возвращение Черноморской эскадры с больших учений. Сверкали праздничные гирлянды огней, на Приморском бульваре гремела музыка. А на сцене шел спектакль "Кремлевские куранты" Н. Погодина Симферопольского театра имени Максима Горького. Труппа луначарцев уже была в отпуске. И никто из севастопольцев не знал, что этой ночью для них начнется война, что с вражеских аэродромов скоро поднимутся тяжелые бомбардировщики и возьмут курс на Либаву, Виндаву и Севастополь. А в 3 часа 15 минут в центре города упадут первые бомбы и появятся первые жертвы.

С первых дней войны коллектив театра перешел на казарменное положение. Артисты жили в театре- в гримуборных, расположенных под сценой. Была сформирована концертно-эстрадная бригада исполкома Севгорсовета, куда входили драматическая труппа театра и балетная группа, режиссеры и художники. Возглавлял новообразованный коллектив актер И. Берман. В программе были сцены из спектаклей, стихи Н. Асеева, С. Кирсанова, фельетоны М. Зощенко, лирические песни, танцы. Эти программы готовил с артистами Б. Бертельс. С утра и до позднего вечера бригада давала концерты и театральные представления в действующих частях армии и флота.

Коллектив театра по праву считал себя мобилизованным в ряды защитников родного города. Артисты, выступавшие на боевых позициях, батареях, кораблях, в подземном цехе завода или на платформе бронепоезда, воодушевляли бойцов, обостряли чувства высокой гражданственности, патриотизма, звали в бой за Родину, за Севастополь. И часто после концертов возникали стихийные митинги, где выступавшие бойцы давали клятву отдать жизнь, но не отступить перед врагом.

Уже за первые три месяца войны было дано более 160 концертов в воинских частях. Выездная работа коллективу была хорошо знакома. В предвоенный период актеры регулярно выступали на призывных пунктах, у моряков Черноморского флота, шефствовали над местным гарнизонным полком, обучались в этом полку стрельбе, верховой езде. Но теперь, в условиях войны, эта связь стала особенно тесной. В здании театра по субботним и воскресным дням шли спектакли - "Очная ставка" бр. Тур и Л. Шейнина, "Хозяйка гостиницы" К. Гольдони, "Взаимная любовь" И. Рубинштейна и программы одноактных пьес. Постановка Б. Бертельсом "Очной ставки" оказалась особенно актуальной. Спектакль предупреждал о коварстве врага, призывал к усиленной бдительности и борьбе с фашизмом. В силу чрезвычайных боевых условий, спектакли показывались днем, в 12 и 17 часов. Во время артналетов зрители из театра переходили через улицу в бомбоубежище, потом снова возвращались в зрительный зал, и спектакль продолжался. Театр готовил премьеры: "Фронт" А. Корнейчука, "Надежда Дурова" А. Кочеткова и К. Липскерова, "Шут Балакирев" А. Мариенгофа.

28 октября 1941 года в городе было введено осадное положение, через два дня фашисты начали первое планомерное наступление на Севастополь. В один из этих дней, поздно вечером, когда артисты, вернувшись с концерта из расположения воинских частей, укладывались на ночлег в своих гримуборных, дежурный театра сообщил о приходе руководителей города и области. На общем собрании коллектива, которое состоялось сразу же, в актерском фойе, было объявлено о необходимости срочной эвакуации театра. Актеры отказались уезжать из сражающегося города, заявив, что они хотят быть в рядах защитников. Но просьба их была отклонена. Слишком жестокие предстояли бои. Руководство города думало о будущем - хотелось сохранить театр. Вскоре были упакованы костюмы, декорации и другое имущество для отправки. Но из-за непрерывных бомбежек удалось покинуть город только 7 ноября. Ушли поздно ночью на небольшом судне "Чапаев". Вместе с севастопольцами во главе с директором театра Е. Романенко выехали также симферопольские артисты, находившиеся в Севастополе после оккупации Симферополя фашистами.

Коллектив театра получил направление в Казахстан, но из Красноводска, куда прибыли севастопольцы, была возможность выехать только в Киргизию. Из Фрунзе театр направили в село Новопокровка, расположенное в 25 километрах от столицы республики. Актеров распределили по квартирам и предоставили для работы клуб на 250 мест.

В трудных условиях необжитости, незнания нового зрителя надо было начинать работу. Но самое главное - коллектив впервые оказался без своего художественного руководителя Б. Бертельса, который еще оставался в Севастополе, а позднее эвакуировался на Кавказ, где возглавил Театр Дома Красной Армии Закавказского фронта. Общим решением коллектива художественное руководство было поручено заслуженному артисту РСФСР Михаилу Викторовичу Горскому. Вскоре труппа показала первый спектакль - "Коварство и любовь". Трагедия Фридриха Шиллера оказалась понятной и близкой сельскому зрителю темой протеста против угнетения и несправедливости, унижения человеческого достоинства и свободы. Музыкальная комедия "Взаимная любовь" И. Рубинштейна была вторым возобновленным спектаклем. Театр выезжал и в другие колхозы, где артистов тепло встречали местные жители. В 1943 году клуб села заняли под госпиталь, и коллектив остался без площадки. Сценические костюмы были переданы на хранение в Гостеатр имени Н. К. Крупской города Фрунзе, где остались играть три актера - М. Горский, Е. Лавровский и И. Берман, остальные разъехались.

Наконец наступил долгожданный день освобождения Севастополя- 10 мая 1944 года. Первым вернулся директор театра Е. Романенко, вслед за ним собрались и артисты: М. Горский, Е. Лавровский, И. Берман, М. Лозовская, М. Омарская, Р. Ромбер, Н. Башенина, рабочие А. Черкун, П. Володин.

Город был полностью разрушен. Из населения осталось около двух тысяч человек. Оказались разграбленными и уничтоженными предприятия и учреждения, жилые дома, музеи, соборы и церкви, клубы, школы, библиотеки. Не существовало больше и здания театра. Севастопольцы жили среди развалин, в уцелевших подвалах, землянках, блиндажах и просто на открытом воздухе у остатков стен бывших домов, соорудив из найденных досок и кусков железа подобие крыши над головой. Вставал вопрос: каким быть новому, возрожденному Севастополю? Восстанавливать его в прежнем, довоенном облике или вообще строить на новом месте - на Северной стороне или в районе бухты Камышовой? У большинства было огромное желание увидеть свой город прежним и еще более прекрасным.

Город оживал, наполнялся людьми. Расчищались проходы улиц, разбирались развалины. 27 октября 1944 года в газете "Маяк коммуны" было опубликовано письмо сталинградки Александры Черкасовой, призывавшей от имени добровольцев-строителей Сталинграда к соревнованию и обмену опытом четырех городов-героев - Ленинграда, Одессы, Севастополя и Сталинграда.

Театральную черкасовскую бригаду в Севастополе возглавил артист И. Берман. В нее вошли: директор театра Е. Романенко, артисты Е. Лавровский, М. Лозовская, М. Миловидов, Л. Лович, заведующий реквизиторским цехом Б. Бурназ и билетер О. Бурназ, костюмер Л. Черкун и другие. Бригада расчистила территорию над обрывом у Южной бухты, во дворе клуба имени Энгельса, разобрала дощатый деревянный немецкий барак и построила летнюю театральную площадку, где артисты выступали с концертными программами. Так вновь начал свою работу творческий коллектив театра. За успешное строительство летней площадки театральная бригада была отмечена благодарностью Крымского управления культуры, а имена И. Бермана и Б. Бурназа были занесены на городскую Доску почета.

Театральная бригада давала многочисленные концерты в воинских частях, для строителей и железнодорожников. Одновременно, с октября 1944 года, готовился спектакль "Так и будет" К. Симонова в постановке режиссера Т. Савиной. Репетировали на открытой летней площадке, а осенью, в холодные ненастные дни,- в комнате отдела пропаганды и агитации старого здания горкома партии и на четвертом этаже главпочтамта. На сцене летней площадки в декабрьскую холодную пору монтировали оформление будущего спектакля. Еще не привезли реквизит, не было цехов, где можно было бы изготовить оформление спектакля, не было и художников. Но было страстное желание возродить театр. В этих условиях исключительную изобретательность проявили билетер (позднее реквизитор) О. Бурназ и костюмер А. Черкун, сумевшие разыскать в городе все необходимое для первой премьеры - посуду, часть мебели и прочий реквизит.

И вот 27 января 1945 года в восстановленном Доме офицеров флота премьерой "Так и будет" К. Симонова открылся театральный сезон. Спектакль говорил о близкой победе над врагом, о возможности жить, работать, любить, когда окончится эта долгая, тяжелая война и наступит наконец на земле мир. И уверенность, которую несли в себе герои этой простой и очень достоверной истории, что так и будет, передавалась от актеров зрителям, волновала, объединяла людей предощущением праздника победы. Зрители верили в благородство чувств полковника Савельева (Е. Лавровский), уезжающего из отпуска на фронт, в верность любимой им и любящей девушки Оли (М. Сашина), в доброту и сердечность архитектора Воронцова - умного, чудаковатого старика (М. Горский).

Вскоре театр перешел работать в маленький зал (150 мест) на третьем этаже уцелевшего здания главпочтамта. Решался вопрос о необходимости театрального здания. Летом горисполком принял решение о передаче Театру имени А. В. Луначарского здания (после его восстановления) бывшего Дома пионеров на Большой Морской улице. Планировалось пристроить сцену, восстановить зрительный зал с балконом на 500 мест. Окончание восстановительных работ было намечено к началу нового года. Одновременно правительство республики утвердило проект строительства здания театра. Ориентировочная стоимость-17 миллионов рублей 1. Но новый сезон 1946/47 годов театр начал в восстановленном клубе "Севастопольстроя" (бывшем Петропавловском соборе постройки 1848 года). Условия были сложные: очень маленькая сцена - без боковых карманов, колосников, с примитивным освещением; никаких закулисных помещений для технических цехов, служебных комнат и кабинетов. Транспорта для выездов не было. Была лишь гримуборная. Зал на 390 мест предоставлялся клубом театру несколько дней в неделю. В этом помещении, несколько переоборудованном позднее, театр и работал до постройки нового театрального здания в 1957 году. Однако, несмотря на сложные обстоятельства, коллектив создавал яркие, волнующие спектакли о героическом прошлом и настоящем советского народа, прославлял его величие, силу духа, героизм.

После тяжелых испытаний войны все трудности казались временными, преодолимыми. Главное, что снова можно было жить и работать в родном городе и слышать радостные аплодисменты севастопольцев - и коренных, и тех, что по призыву приехали восстанавливать город-герой. Вновь собралась крепкая и дружная труппа. Но вернулись в театр не все. Первыми жертвами войны стали артисты А. Брянский и В. Зарницкая. Они выехали в эвакуацию не с коллективом театра, а на следующий день. Теплоход "Армения", на котором они находились вместе с эвакуировавшимся морским госпиталем, был потоплен налетевшими фашистскими самолетами. Артисты В. Реонич и С. Манто, уехавшие к родителям в Симферополь, эвакуироваться не успели и были расстреляны фашистами вместе с шестимесячной дочерью.

Многие работники театра погибли на фронтах, героически защищая Родину. Молодой артист В. Рябиков, ушедший добровольцем на фронт, погиб в декабре 1941 года при защите Москвы. Артист А. Плоткин погиб на Керченском плацдарме в ноябре 1943 года-спасая товарищей, вызвал огонь артиллерии на себя. Его именем названа улица в станице Запорожской Темрюкского района Краснодарского края. Там же, на его могиле, установлен памятник. О подвиге А. Плоткина были опубликованы сообщения в различных газетах.

Позднее артисты театра узнали о героической борьбе в тылу врага бывших своих друзей и коллег, работавших в Театре имени А. В. Луначарского в 20-30-е годы. Замечательная актриса А. Перегонец входила в подпольную группу "Сокол", действовавшую в Крымском русском драматическом театре имени Горького в Симферополе. Никто не мог заподозрить в ней, беззаботной царице театральных вечеров, очаровывающей фашистских офицеров, умного и отважного борца. Она с блеском играла для ненавистных палачей эту последнюю роль в своей жизни. Незадолго до освобождения Симферополя советскими войсками А. Перегонец с членами подпольной организации была схвачена гестапо по доносу предателя. После мучительных пыток подпольщики были расстреляны.

В марте 1942 года был расстрелян в Кременчугском лагере Л. Силин, организовавший в тылу врага госпиталь, где спас сотни раненых советских воинов. О сложной воинской судьбе бывшего осветителя театра Александра Ильича Фуки, ныне москвича, написана повесть Олега Смирнова "Обещание жить".

Герои спектаклей "Так и будет" и "Русский вопрос" К. Симонова, "За тех, кто в море" Б. Лавренева, "За вторым фронтом" В. Собко, "Под золотым орлом" Я. Галана с крошечной сцены театра говорили о высокой цене победы, о счастье и любви, о новых задачах и месте каждого в новой мирной жизни.

Труппа была наполовину новой и пока работала без прежнего Руководителя - Б. Бертельса. Пришедшие режиссеры - Е. Сахара, А. Легран, А. Бутузов, дебютируя в сложных условиях, искали темы, актуальные и близкие для нового зрителя, нового времени. Но не всегда этот поиск был плодотворным. Это давало повод критике упрекать театр в нетребовательности при выборе драматургического материала. Негативный отклик вызвала постановка пьесы "Окно в лесу" Л. Рахманова и Е. Рысс. Ее детективный сюжет, в основе которого лежала история разоблачения вражеского агента, работавшего среди партизан, привлекал остротой и актуальностью темы бдительности, необходимости борьбы с замаскировавшимися врагами. Однако художественно неубедительное воплощение этой темы в пьесе не было преодолено и в спектакле.

Но уже в следующий, второй послевоенный сезон вышли спектакли "Платон Кречет" А. Корнейчука в постановке А. Бутузова и "За тех, кто в море" Б. Лавренева в постановке А. Леграна, которые хорошо были приняты и зрителями, и критикой. Возвращение Б. Бертельса в 1947 году в Севастополь означало дальнейшее развитие лучших традиций театра, утверждавшихся еще до войны, когда свои главные победы театр одерживал в постановке спектаклей героико-революционной темы и произведений классики.

Большой творческой победой назвала газета "Слава Севастополя" спектакль "Кремлевские куранты" Н. Погодина, посвященный 30-й годовщине Великого Октября. И хотя всего семь лет отделяли его от предыдущей постановки этой пьесы (1940), где режиссер был так же Б. Бертельс и прежний исполнитель роли В. И. Ленина В. Игнатов,- это был новый спектакль, заново переосмысленный и углубленный. Соединить смысловые нити пьесы с сегодняшним днем, ощутимо показать эту связь, чтобы, как отмечал критик М. Хуторянский, "зритель явственно ощутил неразрывную преемственность ленинской борьбы" 2,- этот замысел воплощался убедительно, объемно. В. Игнатов, вновь вернувшись к образу В. И. Ленина, сумел усилить эмоциональную и смысловую насыщенность сцен, показать масштабность личности вождя, сочетание мягкого юмора, искренности и простоты, страстности и живости реакции с огромной внутренней сосредоточенностью. А. Легран в роли Забелина передал драму талантливого человека, растерявшегося в бурную переломную эпоху, его счастливое прозрение и потрясение от масштабности замыслов вождя и предстоящих дел. Привлекал своим обаянием и мудростью старый часовщик. Образ его, "одного из тех... умельцев, которые превращают свою профессию в искусство и любят ее, как всякий истинный художник любит свое искусство" 3, вновь, как и в прошлом, довоенном спектакле, создал М. Горский. Правдивы и психологически насыщенны были образы Рыбакова (Р. Пологонкин), Маши Забелиной (Н. Мазуркевич), жены Забелина (М. Островская).

Б. Бертельс ставит в 1948 году "Любовь Яровую" К. Тренева. В главных ролях - Е. Исаева и В. Игнатов. Спектакль принимался зрителями с особым подъемом. Всего тридцать лет назад происходили в Крыму события, изображенные в пьесе. Для сидящих в зале это была не история, а часть их жизни, к тому же совсем недавно пережитая новая война еще более усиливала их причастность к событиям пьесы. Вслед за "Любовью Яровой" театр осуществил постановки спектаклей о героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны - "Константин Заслонов" А. Мовзона и "За вторым фронтом" В. Собко, также прошедшие с успехом.

Годы войны во многом изменили состав труппы. Пришли новые актеры с разным опытом и уровнем мастерства. Необходимо было с учетом особенностей и традиций театра создать актерский коллектив, объединенный общностью творческих целей и задач. Прежде всего эта задача стояла перед главным режиссером театра. Решая ее, Б. Бертельс большое внимание уделял работе с молодыми актерами, поручая им серьезные роли и добиваясь качественного результата, непрерывного творческого роста. От спектакля к спектаклю совершенствовалось мастерство Н. Залгаллер, Л. Курнисовой, Ю. Беляковой, Г. Игнатьевой, Р. Варганова, В. Виталина и других представителей творческой молодежи. Начали проводиться регулярные учебные занятия по сценической речи и сценическому движению под руководством Б. Бертельса. Лекции по актерскому мастерству читал режиссер А. Легран. В конце сезона 1947/48 годов состоялись итоговые занятия, где молодые артисты показывали сцены из произведений А. Островского, подготовленные под руководством Б. Бертельса. Классический репертуар по традиции был всегда школой мастерства и одновременно проверкой уровня подготовки актера.

Художественную зрелость коллектива, точную социально острую трактовку темы отметила критика в спектакле "Бесприданница" А. Островского (постановка Б. Бертельса). Е. Исаева, создавая образ романтической и светлой Ларисы, очень точно сумела передать потрясение своей героини от унижения человеческого достоинства, крушение всех человеческих ценностей. Говоря об исполнительнице главной роли, критик цитировал слова великого автора пьесы А. Островского: "Зритель только тогда получает истинное наслаждение от театра, когда он видит, что актер живет вполне и целостно жизнью того лица, которое он представляет, что у актера и форму, и самый размер внешнего выражения дает принятое им на себя и ставшее обязательным для каждого его жеста и звука обличье" 4. В спектакле резко противопоставлены Ларисе все остальные персонажи: элегантный, эгоистичный Паратов (А. Легран), расчетливо-деловые Вожеватов и Кнуров (Е. Лавровский и Н. Ягодинский), лицемерная Огудалова (А. Максимова), мелкий, снедаемый завистью к богатству, униженный Карандышев (В. Игнатов). Этот спектакль был романтической трагедией прекрасной души в мире мерзкой торговли.

В этом же сезоне на сцене театра была поставлена трагедия Ф. Шиллера "Коварство и любовь" (работа очередного режиссера В. Малахова), где немецких Ромео и Джульетту приводит к гибели не сцепление случайностей, а целеустремленная интрига и предрассудки. Спектакль вызвал активный интерес. Точность и мастерство исполнения каждой роли (Фердинанд-Ю. Ланов, Луиза - М. Рышкова, музыкант Миллер - М. Горский, Вальтер -В. Малахов, секретарь Вурм - И. Берман) позволили говорить о едином актерском ансамбле, об особом целостном и органичном звучании всего спектакля.

К 32-й годовщине Великой Октябрьской революции Б. Бертельс поставил "Враги" Максима Горького, взволновавшие его темой классовой борьбы, исторической обреченности общества социального неравенства. Критика отмечала высокое мастерство режиссуры и актерского исполнения.

По достоинству был оценен "Ревизор" Н. Гоголя в постановке Б. Бертельса. "Вместе с Гоголем театр ярко и убедительно показывает в зеркале комедии "кривую рожу" провинциальной жизни. Художественное достоинство спектакля - умелая типизация образов. Смысл и вся направленность комедии делают главным действующим лицом "Ревизора" всю группу чиновников с городничим на первом плане" 5. Критика отметила талантливую игру С. Архангельского (Хлестаков) и В. Малахова (городничий).

Социальной темой, сильными характерами привлекла театр инсценировка романа "Угрюм-река" В. Шишкова (режиссер Б. Бертельс). П. Большаков психологически очень точно раскрывал образ своего героя, показывая неумолимую деградацию Прохора Громова - от грубовато-романтичного юноши до беспощадного, холодного, опустошенного человека. Н. Залгаллер в роли Анфисы была несколько однозначна, актриса не сумела показать образ в развитии. Мелким и мерзким, неожиданно и непонятно добродушным представал отец Прохора - Петр Данилович в исполнении В. Малахова. Сложный образ инженера Протасова - человека без принципов и идеалов - точно сыграл Ю. Ланов. Как флюгер, осторожно и ловко его герой менял направление в зависимости от обстоятельств. Своеобразные работы артистов Л. Курнисовой (Нина Куприянова), Л. Лович (мать Прохора). Е. Башениной (Варвара), И. Бермана (Илья Сохатый), П. Варганова (Ибрагим-Оглы), М. Горского (генерал-губернатор) и других создавали интересный ансамбль.

Шли трудные, но счастливые послевоенные годы. Силами комсомольцев, приехавших со всех концов страны, восстанавливался разрушенный в войну Севастополь. Исчезали развалины, и вырастали новые прекрасные белокаменные здания, знаменитые лестницы-улицы. Было тяжело со строительными материалами, одеждой и питанием, но мужество людей не имело границ.

Трудности, которые испытывали все севастопольцы, в равной степени приходились и на долю коллектива театра. В маленьком помещении, мало похожем на храм искусства, где зимой зрители сидели в пальто, театр работал с максимальной отдачей, не снижая требований, не допуская возможности компромисса. Наградой актерам была вера зрителей в происходящее на сцене, искреннее сопереживание героям.

В послевоенный период уверенно набирал силу созданный в 1933 году Театр Черноморского флота, репертуар которого утверждал героическую тему. Несмотря на это, спектакли городского театра имени А. В. Луначарского, раскрывающие героизм советского человека в годы революции, гражданской и Великой Отечественной войн, вызывали неизменный зрительский интерес. Особенно актуальной была драма пламенного публициста и драматурга Ярослава Галана "Под золотым орлом", разоблачающая предательскую, лживую американскую политику и призывающая к борьбе за мир. Спектакль выполнял свою пропагандистскую роль, отстаивая идеи мира, необходимость борьбы против оживающих 'последышей фашизма. И все же постановка С. Архангельского была неровной. Публицистически остро были очерчены образы представителей американской зоны оккупации: духовно растленный майор Петерсон (Е. Лавровский), наглый, трусливый и безжалостный белоэмигрант Цупович (И. Берман). Артист Ю. Ланов в роли лейтенанта Бентли показал нравственное падение человека без идеалов и принципов. В то же время роли положительных героев удались в меньшей степени. Статичен, без развития был образ Анны Робчук (Н. Залгаллер). Андрею Макарову в исполнении Б. Светлова недоставало внутренней силы человека, который прошел ад концлагеря, не сломался, остался борцом до последних минут жизни.

К 28-й годовщине со дня смерти Владимира Ильича Ленина режиссер В. Давыдов поставил пьесу "Семья" И. Попова. Впервые на сцене Севастопольского театра зритель знакомился с семьей Ульяновых, где в атмосфере лучших традиций и прогрессивных идей передовой демократической интеллигенции формировался будущий политический гений - Ленин. Молодой актер В. Остро-польский показывал формирование характера будущего вождя, его принципиальность, страстность, аналитический ум и в то же время мягкость и отзывчивость в отношении к людям, особую нежность к матери. В. Остропольского иногда сковывало стремление к максимальной внешней похожести, в некоторых сценах он был недостаточно убедительным. Но все же образ волновал и убеждал. К исторической достоверности стремились исполнители и других ролей. 3. Иванова в роли Марии Александровны Ульяновой подчеркивала нравственное благородство, простоту и интеллигентность, уважение и любовь к детям. Самой волнующей и глубокой была сцена в тюрьме, где во время свидания с дочерью Анной Мария Александровна, узнав о казни сына, пыталась скрыть тяжелую весть от дочери, поддержать ее. Критика отмечала искренние, наполненные живыми чертами образы, созданные М. Горским (Кузьма Иванович), Б. Светловым (Огородников), Т. Кузовкиной (Ольга Ульянова), Л. Лович (Кашкадамова). Остро, порой с сарказмом показаны характеры разных представителей царского чиновничества, особенно директора департамента полиции Дурново (Е. Лавровский) и учителя гимназии Горского (С. Архангельский).

В последние три года своей жизни и работы в театре (1952- 1954 годы), уже будучи больным, Б. Бертельс по-прежнему уделял пристальное внимание совершенствованию творческого мастерства молодежи и труппы в целом. Это дало результаты уже в первые годы, и вскоре единодушно был признан значительный качественный рост исполнительского уровня всего коллектива.

Но Б. Бертельс критически оценивал пройденное. Ведь наряду с сильными спектаклями появлялись и художественно неубедительные, "скороспелые", которые разочаровывали зрителя. Режиссер отлично понимал это и признавал, что, "несмотря на значительное укрепление состава труппы, улучшение всей постановки работы, рост исполнительского мастерства многих актеров, некоторые спектакли не отвечали задачам, поставленным современностью перед театром" 6.

Театр не мог выйти из замкнутого круга. При малом количестве зрительских мест, он не окупал своих расходов. Поэтому параллельно со стационаром почти каждый вечер играли спектакли на других площадках. Для одновременной игры на двух сценах соответственно надо было иметь вдвое больше спектаклей. Увеличивалось количество постановок, уменьшался период подготовки спектакля, а это отражалось на качестве.

Характерно, что в тяжелых условиях восстановления разрушенного хозяйства государство выделяло театрам дотацию. Получал ее и Севастопольский театр. И только с 1948 года он перешел на хозрасчетную деятельность. Отказ от дотации потребовал интенсивной работы, строжайшей экономии средств даже при условии небольшого помещения и маленькой сцены. В результате театр увеличил количество премьер до 15 в сезон, который длился 6- 7 месяцев, остальное время театр выезжал по городам Крыма. Активизировалась работа со зрителем: был устроен специальный "почтовый ящик" для отзывов, проводились вечера-конференции зрителей, творческие отчеты театра на предприятиях и в воинских частях. Были введены абонементы, льготные карточки для учащихся со скидкой, открыты дополнительные театральные кассы в районах города. Театр перешел на беспрерывную рабочую неделю (до этого времени спектакли шли не каждый вечер, так как в помещении находился клуб).

Театр заметно активизировал свою деятельность. Однако необходимость постройки театрального здания становилась все более очевидной. Решение исполкома горсовета о постройке нового здания на Центральном холме вызвало возражение коллектива театра. Газета "Слава Севастополя" опубликовала выступление руководителей театра - директора Бориса Александровича Горского и главного режиссера Бориса Александровича Бертельса с предложением строить театр на городском кольце на стыке улиц Ленина и проспекта Нахимова или Большой Морской улицы и проспекта Нахимова, справедливо считая, что "это даст возможность быстрее приступить к строительству театра, избавит от излишнего расходования государственных средств на расчистку улиц, дорог, подъездных путей к предполагаемому месту строительства театра" 7.

30 апреля 1951 года, накануне Первомайского праздника, на месте разрушенных в войну домов №№ 22-26 по проспекту Нахимова состоялась закладка фундамента будущего здания театра. Почетное право заложить первый камень было предоставлено старейшему актеру коллектива - заслуженному артисту РСФСР Михаилу Викторовичу Горскому. На памятной плите был выгравирован текст: "Здание Севастопольского драматического театра заложено 30 апреля 1951 года в присутствии общественности города. Автор проекта архитектор В. Пелевин, начальник стройки С. Алмазова, производитель работ Л. Рузгина, мастер-десятник Д. Плащенков, фундамент здания заложен знатными бригадирами С. Семиохиным, Н. Кужелиным, С. Руденко, В. Павловым, Н. Красильниковым, И. Левиным"8. Строительство этого прекрасного величественного здания в стиле классицизма было закончено в 1957 году. Б. Бертельс искал современное, актуальное звучание при постановке любой пьесы. И всегда стремился к поиску нового решения. В его спектаклях внутренний стержень психологического построения всегда был выверен и крепок, он органично соединялся с образным внешним рисунком. Первое обуславливало второе. Особенно ярко это проявлялось в масштабных историко-революционных и классических произведениях. "Анна Каренина" по Л. Толстому была одной из лучших постановок Бориса Александровича последних лет. Здесь было все художественно выверено и оправдано: искренность чувств, точная мера контрастов и противоречий в характерах. Игралась трагедия поэтической души в мире казенной размеренности, лицемерия и искусственности. В спектакле открылись новые грани дарований ряда актеров. Психологически тонко вела главную роль актриса Ю. Колесниченко. В роли Каренина зритель мог увидеть трех актеров. Непохожие творческие индивидуальности рождали и разные образы. Каренин С. Архангельского был олицетворением негативных черт светского общества. Лицемерие и ханжество своего героя артист подчеркивал остро, порой в сатирических тонах. Более обыденным, но тоже сухим и бездушным играл Каренина Е. Лавровский. Неожиданные ноты человеческого страдания раскрывал в этом образе заслуженный артист Грузинской ССР М. Гонтарь. Но все три исполнителя убедительно, ярко подчеркивали несовместимость светской морали с неординарным, сложным миром Анны. Своеобразно, глубоко играл Ю. Панов Вронского. Последней постановкой Б. Бертельса был спектакль "Этих лет не смолкнет слава" ("Былые дни") Л. Рудого. Критика назвала его несомненной удачей театра и режиссера. Романтическое звучание спектакля, эмоциональные массовые сцены, разнообразие и психологическая глубина многих образов создавали ощущение волнующей историко-революционной панорамы героической борьбы за Советскую власть на Дальнем Востоке против интервентов. Образ Сергея Лазо создал артист Б. Костин. Его герой - сильный, волевой, умный, обаятельный человек - проходит сложный путь, где ясно виден процесс совершенствования его характера. В спектакле впервые выступил молодой актер Юрий Максимов, позднее создавший целый ряд ярких образов в многочисленных спектаклях театра. Нетрадиционные, правдивые, многоплановые портреты партизан создали актеры Н. Анефедов, В. Злокович, Б. Светлов, Н. Мазурова, И. Берман.

В октябре 1954 года в честь 100-летия со дня первой героической обороны Севастополя актерам театра Е. Лавровскому и С. Архангельскому были присвоены почетные звания заслуженных артистов УССР. Заслуженная артистка Дагестанской АССР Л. Лович, главный художник К. Кустенко, артист И. Берман были награждены Почетными грамотами Президиума Верховного Совета УССР. На городскую Доску почета занесено имя одной из старейших актрис театра - А. Максимовой.

В сентябре 1954 года Б. Бертельс умер. Главным режиссером театра был утвержден заслуженный деятель искусств Туркменской ССР Н. Теппер, очередными режиссерами - Р. Пармский, В. Остропольский, В. Бурдин. По-прежнему характерно было большое количество постановок, в сезон 1954/55 годов за восемь месяцев поставлено девять спектаклей, в период гастролей в Батуми, Сухуми, Тбилиси подготовлено еще три. Однако уровень спектаклей заметно снизился. Резкое возражение критики вызвало включение в репертуар пьес: "Потерянная любовь" И. Всеволжского, "Ураган" С. Смулянской, "Свадебное путешествие" В. Дыховичного, "Страшный суд" В. Шкваркина. Критика указывала и на просчеты режиссеров, не сумевших в постановке классического репертуара заострить суть проблем, заложенных в пьесах, соотнеся их с современностью, с актуальными процессами жизни. После премьеры "Последней жертвы" А. Островского в статье "Облегченная классика" рецензент упрекал постановщика В. Бурдина в упрощенности трактовки, отчего в спектакле прозвучала лишь тривиальная история обманутой любви. Подвергалось критике также ставшее традиционным участие постановщиков в своих спектаклях в качестве актеров, так как это отрицательно сказывалось на конечном результате работы, снижало идейно-художественный уровень постановок.

Отмечалась неудача постановки "Пучины" А. Островского (режиссер Р. Пармский). "Неубедителен Ю. Шарыпов в роли Кисельникова, с самого начала играющий обреченного на страдание человека. Поэтому ослабляется весь драматизм действия, снижается социальное звучание спектакля и сводится на нет основная идея произведения - показать, как пучина жизни поглощает честного, не сумевшего противостоять ей человека" 9.

Наиболее удачные спектакли этого периода - "Мещане" М. Горького в постановке дипломанта Харьковского театрального института В. Серебницкого, "Мораль пани Дульской" Г. Запольской и "Кража" Дж. Лондона режиссера Р. Пармского, "Человек и волк" А. Гимеры режиссера В. Остропольского. В них видны талантливые актерские индивидуальности среднего поколения, заявили о себе и молодые артисты. Пришедшие на смену Б. Бертельсу режиссеры во главе с Н. Теппером старались сохранить лучшие традиции коллектива, на высоте оказалась и творческая молодежь. Уже первые работы Юрия Максимова привлекли внимание зрителей: поэтичный, нежный и в то же время самоотверженный, сильный пастух Манелик ("Человек и волк" А. Гимеры); юный Фердинанд ("Коварство и любовь" Ф. Шиллера)-страстный борец против несправедливости; офицер Раевский ("Этих дней не смолкнет слава" А. Рудого), прошедший сложный путь ломки мировоззрения. Вадим Остропольский, выпускник Харьковского театрального института, успешно дебютировал в 1952 году в роли молодого Володи Ульянова ("Семья" И. Попова), а в 1955 году поставил свой первый спектакль- "Крупный выигрыш" И. Снегирева, положительно отмеченный критикой. Талантливо проявили себя молодые актеры Е. Чернушенко-Марта ("Человек и волк" А. Гимеры), Анна ("Шутники" А. Островского), Маргарет ("Кража" Дж. Лондона); Л. Рыбоследова-леди Мильфорд ("Коварство и любовь" Ф. Шиллера), Ли-завета ("Горькая судьбина" А. Писемского), Маша ("В добрый час" В. Розова); Г. Игнатьева-Настенька ("Свадебное путешествие" В. Дыховичного), Надя ("Крупный выигрыш" И. Снегирева), Зойка ("Годы странствий" А. Арбузова), Катя ("В добрый час" В. Розова). В эти годы пришла в труппу Клавдия Васильевна Волкова, сразу же заявившая о себе острохарактерными и глубоко психологическими ролями: лицемерная, бездушная Дульская ("Мораль пани Дульской" Г. Запольской), смешная своей жадностью Антонина Федосеевна Бобырь ("Крупный выигрыш" И. Снегирева), трогательная и мужественная тетя Тася ("Годы странствий" А. Арбузова). Продолжали создавать яркие образы артисты, много лет составлявшие ядро труппы,- Е. Лавровский, И. Берман, Б. Светлов, Ю. Панов, В. Бурдин, Л. Лович, М. Лозовская; актер, режиссер и художник С. Архангельский.

В январе 1955 года театр подводил итоги десятилетней деятельности послевоенных лет. Строители нового здания театра, которое должно было скоро войти в эксплуатацию, опубликовали открытое письмо коллективу театра, где наряду с другими высказывалось и пожелание увидеть на сцене спектакль, "воскрешающий славные героические страницы истории нашего легендарного города" 10. В следующем сезоне в феврале 1956 года Н. Теппер осуществил такую постановку по пьесе украинского драматурга Дмитрия Суптели "Шторм на Черном море". Спектакль посвящался XX съезду Коммунистической партии Советского Союза и 50-летию первой русской революции. В основу пьесы легли события ноябрьского восстания 1905 года на крейсере "Очаков" и других кораблях флота. Работа предстояла чрезвычайно ответственная и трудная. Еще были живы многие очевидцы этих событий, потому особенно важно было достичь достоверности, точности в воссоздании истории. Автор Д. Суптеля стремился к предельной правде. Он встречался с сестрой П. Шмидта Анной Петровной Избаш, с родственниками С. Частника и Н. Антоненко, использовал обширный документальный материал. Приехав в Севастополь, драматург оказал непосредственную помощь актерам в работе над образами исторических лиц. Премьера театра прошла в торжественной, волнующей обстановке. Единодушно признавалось, что появление спектакля - значительное событие в театральной жизни города.

Некоторые критики отмечали, что образы матросов, недостаточно индивидуализированные в пьесе, не получили должного развития и в спектакле, что пьеса малодейственна, и потому спектакль напоминает скорее хронику событий, чем трагедию. И тем не менее каждый вечер в переполненном зале возникала та особая торжественная волнующая атмосфера сопричастности, которая рождается у людей при встрече с подлинным искусством. Простое и строгое оформление художника К. Кустенко подчеркивало и дополняло впечатление документальности происходящего. Приближалось открытие нового здания театра. Перед руководством театра в связи с этим возникал целый ряд организационно-хозяйственных проблем, требующих решения. Содержание нового здания со зрительным залом на более чем 800 мест требовало значительных затрат. Увеличивался штат технического обслуживающего персонала. Кроме того, значительные размеры сцены требовали большего количества материалов для изготовления художественного оформления - леса, тканей, другого постановочного имущества. Руководство театра обратилось с просьбой о возможности выделения театру ежегодной дотации и об увеличении актерского состава. Театру пошли навстречу. Состав труппы увеличился до 40 актеров, также была выделена государственная дотация (с 1963 года театр вновь перешел на бездотационную деятельность).

После летних гастролей 1956 года в Феодосии и Керчи сменилось руководство театра. Директором был назначен И. Новак. Пришли новый главный режиссер Е. Сахаров и новый главный художник А. Житомирский.

Творческий коллектив готовился к торжественному празднику. Хотелось войти в нарядное величественное здание нового театра обновленным и окрепшим, обогащенным новыми идеями, увлеченным новыми творческими задачами.

На главную


Hosted by uCoz