Портрет  

Славомир Мрожек родился 26 июня 1930 г. Архитектор по образованию, он стал одним из крупнейших польских писателей. Мрожек — автор нескольких сборников рассказов, сатирических романов, а также пьес: «Полиция», «Мученичество Петра Охея», «Индюк», «Ка|роль», «Контракт», «Стриптиз» и др. Наибольшую популярность на родине и за рубежом принесла Мрожеку драма «Танго» (1964). Одной из самых значительных его пьес считают драму «Эмигранты» (1973).
Обаяние драматургии Мрожека – в неуловимой изменчивости, в грациозной чистоте переходов от жанра к жанру: интеллектуальная драма превращается в откровенный фарс; сатира срывается в мелодраму и т. д. Современный мир, который беспощадно анализируем Мрожек, кажется ему абсурдной свалкой духовных и психических стереотипов.
Французские театроведы причисляют Мрожека (который в настоящее время живет во Франции) к драматургам театра абсурда. Его имя заняло достойное место рядом с основателями этого интересного и своеобразного направления в искусстве Эженом Ионеско и Сэмюэлем Беккетом. Говоря словами Ионеско, абсурдисты видят мир «лишенным смысла, реальность — ирреальной», людей — «блуждающими в хаосе, не имеющими за душой ничего, кроме страха, угрызений совести... и сознанья абсолютной пустоты их жизни».
Польская критика считает, что в основе творчества Мрожека лежат традиции польской литературы начала века, которые он продолжает и развивает. Хотя отмечается, что драматург занимает антиромантическую позицию в национальной литературе. Но его «анти» относится, скорее, не к самому романтизму, а к его окостенелому образу мышления, к его языковым штампам.
Польский критик К. Пузына делает вывод о том, что Мрожек обнажает «абсурд в формах общественной жизни, когда они оказываются отчужденными, когда они становятся самоцелью, но он обнажает его через посредство логики рассуждения, а не через ее разрушение».



Hosted by uCoz